Программа краткосрочного повышения квалификации «Психологические технологии проектирования и проведения интерактивных обучающих программ бизнес-тренинга»

Программа осуществляется на базе факультета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

Начало занятий очередной группы:
Существует два формата проведения программ. Первый вариант формата – четыре двухдневных тренинга по субботам-воскресеньям. Второй вариант формата – два четырехдневных тренинга в рабочие дни с перерывом в 1 неделю.

Идет набор в группы по каждому из форматов.

Контакты. Справки и детальная информация по телефону 761-33-59, (985) 773-6433.

Цель программы - подготовка бизнес-тренеров, позволяющая освоить и систематизировать участниками весь спектр базовых технологий и навыков, необходимых для самостоятельной разработки и проведения бизнес-тренинга. Программа подготовки включает теорию и практические навыки, необходимые для решения широкого спектра задач, связанного с проектированием и проведением бизнес-тренинга. Освоение технологий, эффективных подходов и инструментов позволит выпускникам программы добиться успеха в качестве тренеров в разных сферах бизнеса.

Преподаватели/тренеры. Ядром тренерского состава являются ведущие тренеры-консультанты компании Consulting Systems, имеющие более чем 10 летний опыт в проектировании и проведении программ подготовки и повышения квалификации тренеров различного уровня и 15 летний опыт собственной успешной тренерской практики.

Выдаваемый документ. Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации в МГУ государственного образца по программе «Психологические технологии проектирования и проведения интерактивных обучающих программ бизнес-тренинга».

Слушатели программы. Потенциальными слушателями программы выступает широкий круг специалистов, который включает такие категории, как:

  • бизнес-тренеры (как корпоративные, так и независимые);
  • начинающие тренеры и профессионалы в различных сферах деятельности, желающие получить квалификацию бизнес-тренера
  • специалисты по управлению человеческими ресурсами (HR менеджеры) и тренинг-менеджеры, которые лично заняты в организации и проведении тренингов и образовательных мероприятий;
  • преподаватели вузов и учебных заведений, преподающие в сферах, связанных с бизнесом и желающие усилить интерактивность своих курсов;
  • специалисты, выполняющие функции наставников в различного рода компаниях, чья деятельность включает в себя разработку и проведение мини-тренингов и образовательных мероприятий для персонала этих компаний; 
  • фасилитаторы, специализирующиеся в области организации эффективной групповой работы и принятия решений в группе;
  • бизнес-консультанты, использующие в своем арсенале групповые и тренинговые формы работы;

Корпоративные клиенты. Программа адаптируется под запросы корпоративных клиентов (корпоративные университеты, учебные центры компаний, корпоративные тренеры).  Минимальный размер группы обучающихся для формата корпоративного тренинга – 7 человек, максимальный – 15 человек.

Сроки обучения. Объем программы –72 академических часа. Продолжительность обучения – 1 месяц. Занятия проводятся в двух форматах. Первый вариант формата – четыре двухдневных тренинга по субботам-воскресеньям. Второй вариант формата – два четырехдневных тренинга в рабочие дни с перерывом в 1 неделю.

Место проведения программы. Учебный центр факультета психологии Московского государственного университета по адресу Б. Никитская, д. 4. Для корпоративных заказчиков возможен вариант проведения программы на их базе.

Основные содержательные блоки программы:
Тема 1. Концептуальные основания и принципы интерактивного обучения.
Теоретические и концептуальные основания деятельности бизнес-тренера (деятельностный подход, гуманистическая и личностно-ориентированная психология, системный подход, антропологический подход). Специфика обучения взрослых. Отличия интерактивного и традиционного подхода в обучении: цели, содержание, роли, методы. Типология ролей бизнес-тренера. Содержание деятельности бизнес-тренера. Способ мышления тренера, работающего в  интерактивной парадигме. Эмпирическая модель обучения Дэвида Колба. Основная технологическая схема интерактивного бизнес-тренинга. Структура интерактивного бизнес-тренинга.

Тема 2. Стили обучения.
Четыре базовых типа слушателей. Тест стилей обучения и преподавания Питера Хани и Алана Мамфорда. Учет особенностей слушателей в процессе построения интерактивного тренинга.

Тема 3. Мотивация участников к активному участию в тренинге, саморазвитию и развитию собственной деятельности.
Содержательные теории мотивации (пирамида А.Маслоу, гигиенические факторы Герцберга и др) и их использование в мотивации участников на бизнес-тренинге.
Процессные теории мотивации (Врум и др.) и их использование в мотивации участников на бизнес-тренинге. Авторская схема (Д.Григорьев) мотивации участников активному участию в тренинге и саморазвитию/изменению.
Техники мотивации участников, используемые бизнес-тренером:

  • в рамках предварительной работы с заказчиком (менеджментом компании) и участниками
  • в начале тренинга
  • в процессе тренинга
  • при завершении тренинга
  • в рамках посттренингового сопровождения

Тема 4. Управление групповой динамикой.
Понятие групповой динамики. Управление формированием группы на бизнес-тренинге. Этапы формирования группы, задачи и действия бизнес-тренера на каждом из этапов.

Тема 5. Рефлексия в бизнес-тренинге.
Понятие рефлексии в философии и психологии. Уровни рефлексии. Технологическая схема рефлексии (Н.Г.Алексеев). Уровни проработки навыков и представлений участников и содержание бизнес-тренинга. 4 типа бизнес-тренингов в зависимости от уровня и способа организации процесса рефлексии. Техники организации рефлексии участников на бизнес-тренинге.

Тема 6.  Управление коммуникацией на бизнес-тренинге.
Каналы восприятия информации и их использование. Личностные предпочтения и особенности восприятия. Барьеры коммуникации и способы управления ими. Модель коммуникации. Процесс коммуникации и коммуникативные роли. Вербальная и невербальная коммуникация: роль и способы использования в рамках бизнес-тренинга.

Тема 7. Технологии и техники управления процессом коммуникации на бизнес-тренинге.
Техники эффективной вербальной коммуникации. Техники слушания, перефраза. Вопросы: типология вопросов, техники работы с вопросами. Техники использования невербальной коммуникации на тренинге. Техники управления диалогом и дискуссией. Техники аргументации.

Тема 8. Технологии и навыки презентации
Эффективная презентация: принципы, структура презентации, процесс разработки презентации.Типология целей и задач презентации, техники постановки целей и задач. Техники анализа целевой аудитории. Разработка основных тезисов, содержания и структуры презентации. Навыки презентации.

Тема 9. Обзор интерактивных методов обучения
Классификация и характеристика интерактивных методов: когнитивные методы, ролевые и деловые игры, игры на «обучение через опыт» (experiential learning style games), фасилитация и обучение через практику и др. Обзор методов, ситуаций их использования, ограничений и требований к использованию различных интерактивных методов обучения. Форматы работы на тренинге (индивидуальные, микро-групповые, групповые). Организация пространства в соответствии с различными интерактивными методами.

Тема 10. Когнитивные методы и фасилитация.
Различные формы управляемых дискуссий и методов, связанных с построением обсуждения в разных форматах. Метод кейсов («case study»). Проектирование и проведение кейсов.
Три составляющих управления процессом групповой работы и обсуждением: управление содержанием, управление вовлечением, организация процесса работы группы. Техники управления содержанием (структура и последовательность тематики в построении обсуждения, техники управления обсуждением в группе, техники формирования консенсуса). Техники управления вовлечением участников на бизнес-тренинге (основные причины пассивности участников и техники работы с ними). Техники организации эффективного процесса бизнес-тренинга. Методы и техники организации принятия решений в группе

Тема 11. Ролевые игры
Ролевые игры как метод интерактивного обучения. Типология ролевых игр. Задачи, решаемые ролевыми играми. Выбор типа ролевой игры в зависимости от поставленной задачи и ситуации группы. Схема организации и проведения ролевой игры: основные этапы и действия тренера на каждом этапе, включая этап дебрифинга (обсуждения)

Тема 12. Симуляции, игры на «обучение через опыт».
Подход «обучение через опыт», симуляции. Разработка и техники проведения симуляций и игр, направленных на обучение через опыт.

Тема 13. Проектирование интерактивных тренингов.
Основные этапы проектирования интерактивных тренингов. Задачи и содержание каждого из этапов. Этап подготовки: техники определения целей заказчика, анализа ожиданий участников, анализа ситуации участников, постановки целей и задач семинара/тренинга. Этап определения общей логики и содержания бизнес-тренинга. Этап детального проектирования. Завершающие этапы проектирования и подготовки интерактивного тренинга.

Тема 14. Оценка интерактивных тренинговых программ.
Основания и критерии оценки тренинга и деятельности тренера. Методы и инструменты оценки в ходе, при завершении и после тренинга.

Тема 15. Базовые техники бизнес-тренера
Методы и техники изучения потребностей участников, работы с ожиданиями и задачами участников на тренинг. Техники организации обратной связи с участниками. Техники постановки задач упражнений, игр и заданий в процессе тренинга, включая техники подготовки и выдачи инструкций. Навыки подготовки и наглядного сопровождения работы на тренинге (плакаты, схемы, работа с флип-чартом, техническими средствами и т.п.).

Тема 16. Управление «проблемными» ситуациями.
Типология «проблемных ситуаций». Причины возникновения «проблемных ситуаций» . Общая схема управления «проблемными ситуациями» на бизнес-тренинге. Способы и техники управления «проблемными ситуациями». Техники управления группой в кризисе.